Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /home/yodexru/domains/yodex.ru/public_html/law/str/inc/functions.inc.php on line 981

Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /home/yodexru/domains/yodex.ru/public_html/law/str/inc/functions.inc.php on line 634
<br /> <b>Deprecated</b>: Function eregi() is deprecated in <b>/home/yodexru/domains/yodex.ru/public_html/law/str/plugins/etc.php</b> on line <b>217</b><br /> <br /> <b>Deprecated</b>: Function eregi() is deprecated in <b>/home/yodexru/domains/yodex.ru/public_html/law/str/plugins/etc.php</b> on line <b>226</b><br /> <br /> <b>Strict Standards</b>: Only variables should be passed by reference in <b>/home/yodexru/domains/yodex.ru/public_html/law/str/inc/functions.inc.php</b> on line <b>634</b><br /> <br /> <b>Deprecated</b>: Function eregi() is deprecated in <b>/home/yodexru/domains/yodex.ru/public_html/law/str/plugins/etc.php</b> on line <b>249</b><br /> Экологическая экспертиза « Юридический справочник, поиск терминов
поиск по юридическим сайтам

список юридических терминов:
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

  главная | статьи

 

Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /home/yodexru/domains/yodex.ru/public_html/law/str/inc/functions.inc.php on line 634
« Сервитут | Естественная монополия »

Экологическая экспертиза


Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. В РФ осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.


Общественная экологическая экспертиза: "ямы" и "мины" на правовом поле

Институт общественной экологической экспертизы появился в России сравнительно недавно. Имеется в виду общественная экспертиза как правовой инструмент, имеющий официальный статус, а значит включенный в систему принятия решений. Конечно, можно трактовать общественную экспертизу шире, называя ею любые инициативные действия граждан по обсуждению чего бы то ни было. Но это не имеет ничего общего с общественной экспертизой, как социально-правовым институтом участия. Впервые об общественной экологической экспертизе было сказано в законе "Об охране окружающей природной среды" 1992 года. Его правовое определение дано в очень общей форме и поэтому, с одной стороны, оставляет широкие возможности для творчества, а с другой - закладывает основу для серьезных проблем и конфликтов. Попробуем коротко рассмотреть некоторые из них. При этом под "правовыми ямами" будем понимать просто отсутствие необходимых правовых положений, а под "правовыми минами" ситуации, когда такое отсутствие может привести к тому, что экспертиза перестанет соответствовать целям обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно Конституции РФ, ст. 72, п. д, "природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности…" находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с этим законодательство об экологической экспертизе (и общественной в том числе) состоит из федеральных и региональных норм, при этом региональные нормы не должны противоречить федеральным. Но поскольку прерогатива проведения государственной экспертизы отдана федеральной власти, то и законодательство об экспертизе практически все федеральное. И хотя общественная экспертиза упоминается примерно в 10 нормативных актах, основным документом, определяющим ее проведение, на сегодняшний день является Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", а также подзаконные акты, с ним связанные. Он отвечает на многие важные вопросы, но все равно остается большой простор для интерпретаций.

Например, вопрос, в каких случаях проводится общественная экологическая экспертиза? На него закон отвечает очень просто - во всех тех же случаях, что и государственная. Но когда же проводится государственная?

Основной принцип таков - экспертизе подвергаются все проекты нормативных актов, планов, программ, хозяйственной деятельности, реализация которых способна оказать негативное воздействие на окружающую среду. Но ведь в мире все взаимосвязано, и даже такие решения, как определение размера платы за воду может сильно повлиять на окружающую среду. Как именно отделить те решения, по которым нужно проводить экспертизу, от тех, по которым - нет; не проводить же по всем? Получается, что сначала надо проводить экспертизу необходимости экспертизы.3
3 В мировой практике существует такая процедура, она называется "скрининг" - фильтрация.
В законе "Об экологической экспертизе" этому вопросу посвящены две статьи, но неясность все равно остается. И это проблема не только для общественности, но и для государственных органов, уполномоченных охранять окружающую среду. Так, по запросу лесопромышленной компании о необходимости проведения государственной экологической экспертизы проектов распоряжений правительства Республики Коми о выставлении на лесной конкурс участков лесного фонда, прокуратура республики и лесная служба МПР России дали противоположные ответы. А раз общественная экологическая экспертиза привязана к государственной, можно ее проводить или нет - также не ясно.

Кроме того, в законодательстве фактически ничего не сказано о том, как готовить материалы для экологической экспертизы проектов нормативных актов, стратегических планов и программ. Не определено, что это за материалы, кто их заказывает, из каких источников эта работа оплачивается. Это приводит к тому, что ни государственных, ни общественных экспертиз нормативных актов, планов и программ у нас почти не проводится.

Рядом натыкаемся на "правовую мину": из-за того, что в законодательстве объекты экспертизы никак не разделяются по масштабам воздействия намечаемой деятельности, государственная экологическая экспертиза завалена мелкими проектами, воздействие которых незначительно, а на действительно масштабные проекты сил и времени не остается. Правда, общественность здесь находится в более выгодной ситуации - она может выбирать, по какому проекту проводить экспертизу, а по какому - нет.

Вопрос регистрации общественной экологический экспертизы также прояснен не до конца - законодательство не определяет, в какой муниципалитет нужно обращаться с соответствующим заявлением. То ли в тот, в котором будет осуществляться проект, то ли в тот, где зарегистрирована общественная организация-инициатор экспертизы, а может и в тот, на который полетит "дым из трубы" проектируемого объекта.

Еще одно противоречие - законодатель то ли по невнимательности, то ли с умыслом, требует государственной регистрации общественной экспертизы органами местного самоуправления, которые государственными не являются. На практике это проблем пока не вызывало, но в дальнейшем вполне может стать их причиной.

А на сегодняшний день серьезные проблемы создает "правовая яма" в определении документации, которую необходимо предоставлять на экологическую экспертизу. В законе сказано только, что ее "…объем определяется в установленном порядке…". По некоторым видам деятельности существуют соответствующие ведомственные акты, но это лишь малая часть айсберга. В результате на стол экспертам часто попадает большой объем интересных, но не относящихся к делу документов, а действительно необходимой информации может и не оказаться. Более того, заказчик зачастую манипулирует документами и на общественную экспертизу предоставляет не совсем то, что чиновникам. При этом он часто, но незаконно ссылается на коммерческую тайну. Это серьезно подрывает основы общественной экспертизы, снижая ее качество и обоснованность заключения.

Существенный законодательный пробел - полное отсутствие регламентации того, как проводится общественная экологическая экспертиза. Свобода в этом вопросе оборачивается "правовой миной": проведенная в произвольной форме общественная экспертиза не рассматривается всерьез государственными экспертами, а значит, не может оказать влияния на окончательное решение по проекту. Рекомендуем всем инициаторам общественной экологической экспертизы придерживаться регламента, установленного для экспертизы государственной.4
4 Приказ Госкомэкологии РФ от 17 июня 1997 г. N 280 "Об утверждении "Регламента проведения государственной экологической экспертизы"

Целое минное поле возникает в связи с самой системой экспертизы, которая построена так, что окончательное решение выносится группой экспертов-профессионалов. Во-первых, очень сложно одновременно обеспечить открытость общественной экологической экспертизы и независимость экспертов. Это связано в первую очередь с тем, что работа эксперта - это по своей сути процесс закрытый, поскольку исследование предполагает специальные знания и персональную ответственность эксперта за свои выводы. Для чистоты выводов он не должен испытывать давление извне, ведь он не политик и в своих выводах должен руководствоваться только научными принципами, а не эмоциями и чувствами. Как обеспечить это, если он включен в общественные дебаты?

Но закрытый процесс приводит к тому, что экспертиза "покупается". Инициатор общественной экспертизы часто оговаривает результат уже при подборе экспертов. Попадают в экспертную комиссию, а значит, получают деньги только те, кто разделяет позицию инициатора. В результате таким инициатором часто выступает сам заказчик проекта, который, чтобы подстраховаться, через муниципалитет или общественную организацию проводит ОЭЭ с нужными ему выводами. Кроме того, инициатором общественной экологической экспертизы через подставные организации может стать конкурентная фирма с целью притеснения соперника.

Важно еще заметить, что по закону общественных экологических экспертиз одного объекта может быть две. А это значит, что их выводы могут быть различными. А если еще добавить государственную со своим, третьим, заключением? Что в этой ситуации делать, не совсем ясно. И дело здесь не в том, что эксперты плохие, а в том, что решение о реализации проекта - это политическое, а не техническое решение.

В заключение этого, далеко не полного обзора правовых ловушек, можно сделать вывод, что, решив проводить общественную экологическую экспертизу, необходимо очень внимательно изучить законодательство и очень тщательно подойти к организации процесса, чтобы не подорваться на правовой мине.

Дмитрий Афиногенов, Пчела #45 (январь-апрель 2004)






Бесплатная юридическая консультация

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон
Ваш вопрос (кратко)


Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров Москвы и Московской области.
 

 
Rambler's Top100